В течение нескольких последних лет, я и мои коллеги занимаемся ремонтом и техническим обслуживанием автоматических дверей различных производителей. Наша деятельность охватывает не только Москву и её окрестности, но и некоторые соседние регионы. Сфера нашей деятельности – это монтаж, техническое обслуживание и ремонт оборудования таких производителей, как: Ditec, Manusa, BFT, Dorma, Tormax, Record, Geze, Came, Nabco, Label, Besam, Aprimatic, Portalp и других. Мы накопили значительную статистику поломок некоторых автоматических дверей, и хотели бы поделиться с Вами этой информацией.
На мой взгляд, перегружать статью сухими цифрами нет смысла, ввиду чего постараюсь рассказать о сильных и слабых местах различных автоматических дверных систем.
Заранее хочу оговориться, что мы представляем независимую монтажно-ремонтную организацию (www.d911.ru), и не позиционируем интересы кого-либо из импортеров. Всё, что будет сказано далее – это лишь то, что мы видим в ходе нашей ежедневной деятельности. Ввиду этого, прошу не судить меня строго (это я про импортеров, чьё самолюбие я могу затронуть, сам того не желая). Pr-а тут нет
Часть 1. Ditec.
На Российском рынке наиболее популярны следующие модели автоматических раздвижных дверей Ditec: Bis и его модификации; Rex; Gtv. (Gtv снята с производства, но ещё не выбыла из нашего поля зрения, т.к. достаточно много дверей еще находятся в эксплуатации).
Мне сложно дать оценку, какое количество дверей было реализовано на рынке России, поэтому буду опираться на объекты, стоящие на обслуживании у нашей компании. Ситуация следующая:
Рис.1 Диаграмма Ditec
GTV – это автоматика, которая проложила компании DITEC твердую дорогу на российский рынок. Рассказывать о характеристиках этих систем я не буду, ввиду объективных причин (во-первых их уже не купить, а во-вторых интересующиеся всегда их найдут в Интернете).
BIS – это автоматика, позволяющая обеспечить высокую интенсивность. Наиболее мощные элементы, эксцентриковые ролики в каретках. Максимальная скорость с двумя створками – 1,6 м/с, максимальный вес створок – 200 кг (с не усиленными каретками).
REX – это автоматика эконом класса. Максимальная скорость с двумя створками – 1,2 м/с, максимальный вес створок – 140 кг.
Статистика, о который мы говорим, построена на объектах, где проводится ежеквартальное техническое обслуживание, что естественно продляет срок службы отдельных узлов дверных систем. Геометрические размеры и масса подвижных створок на объектах различны, а это оказывает существенное влияние на ресурс автоматики.
Итак, коротко о GTV. Сам тот факт, что многие экземпляры этой серии до сих пор успешно используются на интенсивных входах (магазины, АЗС и т.д.) говорит об их достойной надежности.
Характерной особенностью автоматики (сравнивая её с другими DITECами) является то, что в редукторе имеется ременная передача. Ситуация двоякая: с одной стороны, при резком рывке «на открытие-закрытие» (что порой случается на наших объектах) ремешок рвётся, тем самым вынуждая мастеров посещать объект и менять его; с другой стороны это спасает другие узлы автоматики от воздействия, которое могло бы их погубить. Из поломок, которые встречались, можно отметить выходы из строя подшипников и малой шестерни редуктора привода (нормальное явление для 5ти-7ми летней системы) и роликов (хотя до сих пор попадаются экземпляры с родными роликами). Мотор-редукторы мы успешно перебираем, после чего они служат ещё не один год. По надежности системы я бы дал твердые 4 (5-ти бальная шкала). По ремонтопригодности 3, хотя читателя это, наверное, слабо интересует.
Теперь BIS. Самый мощный и дорогой из раздвижных приводов DITEC. Откровенно слабых мест отметить нельзя. Не хочу бросаться цифрами, характеризующими миллионы циклов открывания-закрывания. Предлагаю ориентироваться на бойкий магазин среднего размера. Итак, на подобном объекте наблюдаются следующие неполадки: ролики служат 3-4 года. При этом, обычно, уже через год или полтора они начинают издавать характерный гремящий звук. По требованию заказчика (и при его желании) мы их меняем. Шестерни и подшипники мотор-редуктора меняются через 3-5 лет. При массивных створках их ресурс может сократиться до 2-ух лет. Мотор-редуктор можно перебрать (заменить шестерню главной пары и подшипники шестерни редуктора и якоря двигателя) или заменить в сборе. Тут есть подводный камень: в 2006 годах была изменена конфигурация мотор-редуктора BIS. Теперь заменить его можно лишь в комплекте с кронштейном, на котором он закреплен. Приводной ремень имеет капроновый корд, но несмотря на это встречаются случаи его обрыва. Это может произойти, например, если зажать одну створку, и попытаться с усилием двинуть вторую. Электронный блок – наиболее дорогостоящий компонент большинства систем дверной автоматики. Выходы из строя блоков, увы, не редкий случай. В первую очередь это случается при грозе и при серьезных скачках питающего напряжения. Кроме этого, для электронного блока DITEC свойственно накапливание ошибок. Чаще всего это проявляется неодинаковым открыванием створок на зимнем режиме (то узко, то широко), отсутствием возможности уменьшить (увеличить) ширину открывания и т.д. Существует специальное оборудование, позволяющее «перепрошить» электронный блок. Кроме этого можно посмотреть записи в ПЗУ блока, как то: суммарное количество циклов работы, количество ошибок, количество незаконченных циклов и т.д. Наш опыт показывает, что описанные ошибки возможно устранить путём «перепрошивки» лишь в 60-80 % случаев. В целом, BIS можно объективно оценить так: надежность 4+, ремонтопригодность 4.
Замыкающее звено статьи об автоматике раздвижных дверей DITEC – это REX. Как говорят сами импортеры, это автоматика эконом класса. Действительно, практически все механизмы существенно «облегчены» по сравнению с BIS. Отсутствует эксцентриковый ролик в каретке; шестерня, передающая вращение от мотор-редуктора на приводной ремень, выполнена из пластмассы; кронштейн, на котором держится створка, крепится к каретке болтами 6мм, что зачастую приводит к срыву резьбы даже при несильном ударе в створку. Что касается мотор-редуктора, он довольно надежен. Я бы сказал, его надежность (в сравнении с BIS) пропорциональна массе створок, которую указывает производитель (для BIS – 200 кг; для REX – 140). Необходимо отметить ещё один минус REXа: низкая скорость открывания. Статистика поломок свидетельствует о том, что чем ниже скорость открывания, тем больше вероятность столкновения человека со створкой. А то, что подобные столкновения проходят бесследно для автоматики и для створок – это миф! Большинство ремонтных выездов связано именно с последствиями «грубого обращения» с дверками. Типичными поломками, вызванными ударами, можно считать разлом роликов и сбитые нижние направляющие (и не всегда этим ограничивается!). Но позвольте, господа, это же Вам не лифт! Резюмируя всё сказанное про REX, не рекомендую использовать его там, где ожидается большой поток людей (более 5-7 открываний в минуту). Если же речь идёт, например, о межкомнатных дверях в офисном помещении или небольшом магазине, аптеке, больнице – REX здесь вполне применим и прослужит не один год. Итого REX: надёжность 4-, ремонтопригодность 4.
Процентное отношение поломок:
Рис.2 Поломки Ditec
Если говорить об общем количестве серьезных поломок (имеются ввиду те поломки, при которых вызывают сервисную службу), можно сказать, что на 84 двери DITEC, находящиеся у нас на техническом обслуживании, поломок за 2006 год случилось 32. Это означает, что в среднем дверь ломается 1 раз в 2,625 года. Естественно, что все эти системы поддерживаются в хорошем техническом состоянии в рамках сервисного обслуживания (обычно замена роликов и ремонт мотор-редукторов осуществляется при проведении плановых работ). Несмотря на это, на мой взгляд, показатель не плох, ведь возраст большинства обслуживаемых нами систем превышает 3 года.
В целом про DITEC можно сказать, что это тот вариант, который не «посыпется» через 2 месяца. При грамотном монтаже он стабильно прослужит без вложений 2-3 года.
Благодарю за внимание.
Не забывайте, что необходимо выбирать оборудование, согласно задачам. Кроме этого, не забывайте о сервисном обслуживании.
Дмитрий.
|